Сломался электросамокат – самые частые проблемы и как их решить

Электросамокат – дорогое удовольствие, есть китайские модели попроще, но тогда приходится выбирать между доступностью и надежностью.

Все подвижные детали подвержены износу, потому предлагаем ознакомиться с узлами, которые быстрее всего приходят в негодность, а так же с методами устранения проблем.

Профилактика

Большинство проблем предупредить и избежать можно благодаря профилактике. Обслуживание традиционное для механики и электрики.

Механические детали

Подшипники

В самокатах используются подшипники качения, в их конструкцию входит:

– два кольца – обоймы. Внешняя большего диаметра, внутренняя – меньшего, у первой полукруглая проточка находится на внутренней поверхности, у второй – на внешней. По канавкам движутся шарики;

– сепаратор. Это металлическая деталь, в которой находятся шарики, которые свободно вращаются;

– шарики из стали, за счет них подшипник вращается с минимальным сопротивлением;

– защитная крышка. Они закрывают пространство между обоймами и защищают механизм от попадания абразива, влаги и грязи. Позволяют удержать смазку, которой набит подшипник.


Если крышек нет, то подшипник называют открытым, если есть – закрытым.


Подшипники в электросамокате устанавливаются на вращающихся деталях:

– колеса;

– рулевая колонка.

Их задача – снижение трения, а так же предотвращение износа подвижных частей.

Устанавливаются подшипники в посадочные места, которые соответствуют внешнему диаметру.

При длительной эксплуатации возможны следующие проблемы:

Проблема: Вероятная причина: Способ устранения:
1.Скрип при движении; Попала грязь под крышку;

 

Снять крышки, промыть подшипник WD-40, заполнить смазкой;
 

 

Шарики заржавели;

 

Если коррозия только началась, то достаточно промыть и заменить смазку. Если ржавчина проникла глубоко, то поможет только замена подшипника;
2.Подклинивания на ходу, биение, вибрации; Развалился сепаратор;

 

Только замена подшипника;

 

 

 

Выпали подшипники;

 

Только замена подшипника;

 

 

 

Треснули обоймы;

 

Только замена подшипника;

 

3.Сильно болтается рулевая колонка или колесо; Выработка посадочного места; Может произойти, если долго использовался неисправный подшипник, в этом случае нужно менять всю деталь, на которой находится посадочное место.

Периодически, особенно при эксплуатации в дождь или грязь, нужно проверять состояние смазки.

Для этого нужно:

– аккуратно разобрать узел, выбить ось через проставку из мягкого металла, как алюминий, чтобы не замять края;

– извлечь подшипник, осторожно постукивая;

– снять крышки (если есть), для этого нужно поддеть их острым предметом со стороны обоймы, но не протыкать и не деформировать, чтобы они выполняли свою функцию после сборки.


Плохая смазка выглядит неоднородной и грязной, ее нужно вычистить тряпкой, остатки вымыть ацетоном или WD-40.

После этого свежая пластичная густая смазка, например от фирмы Daytona или аналоги, набивается в полость между обоймами.


P.S.После разборки сразу видно состояние деталей, износ и ржавчину, возможно замена смазки не поможет!

При сборке нужно придерживаться обратного алгоритма:

– установить подшипник в посадочное место, вставить ось. Подшипник должен ставиться с небольшим усилием, но не слишком туго. Если деталь не лезет, могла быть замята кромка или торец оси, в этом случае испорченные участки обрабатываются напильником;

– устанавливается до упора, постукиванием, когда после удара (не сильного) раздался звонкий звук вместо глухого, значит деталь на месте.

Цепи

На некоторых самокатах вместо мотор-колес используют цепи, которые нуждаются в регулярном обслуживании.

Состоит цепь из следующих элементов:

– щечки в виде восьмерки;

– валики, которые вставляются в щечки;

– втулки, которые располагаются между щечек звена и вращаются;

– обычно есть замок – это аналогичное по конструкции звено, но со стопором, который легко снимается при разборке.

Цепь доступна для грязи и при эксплуатации подвержена износу из-за набивающегося абразива. Это провоцирует износ звездочек. Если же вы не хотите так углубляться в конструкцию, предлагаем обратиться в наш прокат электросамокатов спб и мы подберем вам полностью исправный и готовый к ежедневным марафонам.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Скрип, посторонний шум при езде: Возможно цепь загрязнилась или осталась без смазки; Снять цепь промыть в керосине или WD-40, смазать спреем, например, силиконовым
2.При выкручивании газ электросамокат не реагирует: Разрыв цепи;

 

Найти разорванное звено, заменить, можно вместо него поставить замок.
3.При движении самокат перестает ехать: Цепь соскакивает со звездочки; Цепь растянута, можно убрать одно звено, но лучше заменить цепь полностью.

Тросики, трубки

Управление тормозами и газом в основном осуществляется при помощи тросов (газ может управляться электроникой). Гидравлика работает за счет давления жидкости, которая подается к колодкам по трубкам.

Тросики

Стальные скрученные тросы прокладываются в каналах, которые могут забиться грязью.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Не работают тормоза: Оборвался трос; Нужно вытащить трос из канала, канал промыть керосином или WD, либо другими растворителями, трос заменить. Если канал сильно поврежден или деформирован, его так же можно заменить;
2. Не удается отрегулировать тормоза, после нажатия ручка не возвращается в исходное положение до конца: Канал сильно загрязнен. Трос цепляется внутри; Разобрать, канал промыть если трос начал пушиться, то так же заменить;

Ели при торможении появляется скрип и скрежет, а эффективность упала, возможно износились колодки. В этом случае поможет только их замена.


Трубки

 По трубкам к суппортам и колодкам подается гидравлическая жидкость.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Тормоза работают неэффективно: Недостаточно жидкости в системе; Проверить уровень жидкости, при необходимости долить.
Износились колодки; Отрегулировать, выдвинув колодки, если выдвигать нечего – заменить;
Тормоза не работают: В системе нет жидкости; Скорее всего трубки были повреждены, нужно их полностью снять, проверить по всей длине и заменить на новые.

Трубки можно повредить при падении, они перетираются при неправильной прокладке в корпусе, некачественные со временем могут растрескаться и начать пропускать жидкость.


Колеса

Колеса для электросамокатов используются двух типов:

– литье;

– накачиваемые.

Проблемы у них различные.

Литые покрышки

Литье сплошное, они жестче на дороге, хуже амортизируют неровности, быстрее изнашиваются.

При длительной эксплуатации (особенно китайская некачественная резина) начинают расслаиваться, от них буквально отваливаются целые куски. В этом случае поможет только замена.

Накачиваемые

Этот тип комфортнее, можно регулировать давление под различные условия дороги. Такая резина боится проколов.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Колесо спустило: Прокол, разрыв камеры; Снять камеру, найти место прокола, заклеить или поставить новую;
Поврежден ниппель; Эту деталь восстанавливать сложно, проще заменить камеру;
2.Самокат стал вести себя непредсказуемо на мокрой дороге и грунте; Стерся рисунок протектора, колеса почти гладкие; Тут поможет только замена резины.

Найти прокол не сложно, достаточно вытащить камеру, чуть накачать и погрузить в воду, из прокола будут идти пузырьки.


Заклеивается камера кусочком резины, либо специальным ремонтным комплектом, который позволяет провести ремонт буквально в полевых условиях.


Можно использовать специальную пену, что удобно в дальней поездке, она закачивается в колесо и застывает, перекрывая прокол.


Недостаток способа в том, что камеру после этого не получится спустить/накачать, она подлежит замене.


Контакты электрики/электроники

Электросамокат часто контактирует с влагой, даже при хранении на деталях может конденсироваться вода при перепадах температуры, из-за чего постепенно окисляются контакты.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Самокат не реагирует на включение или различные команды Окислились контакты; Необходимо разобраться, в каком узле проблема, разобрать его и почистить контакты;
Провода переломлены; Нужно разобрать участки, где проложены провода, и найти разрыв, после чего заменить провод;
2.Самокат прерывисто реагирует на команды, “троит”: Плохо притянуты контакты, окислились; Разобрать, почистить, протянуть.

Большой минус плохого контакта – это нагревание проводов, если они очень тонкие (такие очень любят использовать китайцы) то могут разогреться вплоть до:

– перегорания;

– оплавления изоляции, что приведет к оголению проводов.


Если провода слишком тонкие, их стоит заменить на большее сечение, это исключает перегрев в работе.

Чаще всего страдают провода на аккумуляторе, потому поиск проблем нужно начинать с извлечения батареи из деки.

Если лезть в электрику, нужно помнить, что эта работа требует определенных знаний и навыков. Потому проще обратиться к специалисту, особенно если самокат на гарантии.

Переломленные провода проще всего найти тестером:

– нужно выставить на приборе измерение сопротивления (Ом);

– прижать концы каждого провода между контактами тестера;

– если провод цел, то значения не превысят 1 Ом;

– при разрыве значения будут больше.

Аккумуляторы

Современные аккумуляторы в основном принадлежат к литий-ионному классу, более старые никель-кадмиевые или никель-металлгидридные, но и они распространены.

Литий-ион (Li-Ion): Никель-кадмий (Ni-Cd):
Легкие; Выдерживают больше циклов заряд/разряд;
Меньше габариты; Не боятся морозов.
Нет “эффекта памяти”.

Важный недостаток никеля – “эффект памяти”, если не разряжать/заряжать батарею полностью, у нее падает емкость. Литий-ионные заряжать проще, им даже вреднее полный разряд.


При снижении емкости сразу происходит сокращение дистанции, которую можно проехать без пополнения заряда.

Ремонту и восстановлению батареи не подлежат, потому при любых проблемах их придется менять.


При этом можно взять большей емкости, чтобы увеличить запас хода.

Герметичность

Влага приводит к окислению проводов, коротким замыканиям, попаданию грязи в механические части. Дорогие модели электросамокатов обычно имеют высокую изоляцию, китайские не защищены герметиком совсем.

Наиболее уязвимы участки:

– бортовой компьютер и все, что с ним связано;

– аккумулятор;

– блок управления.

Для защиты нужен герметик, например, силиконовый:

– корпуса разбираются;

– все стыки промазываются небольшим слоем, но сплошной линией без разрывов;

– детали соединяются и фиксируются;

– нужно выждать время для застывания, которое указано на  упаковке герметика.

Электроника

Сердцем самоката является контроллер, который управляет работой всех систем.

Он может пострадать по следующим причинам:

– поломка компонентов при падении/ударе;

– короткое замыкание при попадании воды;

– сбои, связанные с несоответствием возможностей контроллера и мотора (особенно у б/у, если производился самостоятельный ремонт/тюнинг);

– сбои, связанные с длительной эксплуатацией.

Для проверки контроллера нужно специальное оборудование и знания, если этого нет, то поможет сервис.

Износ системы складывания

Если запас металла минимальный, а исполнение некачественное, то кронштейны и петли могут деформироваться, подклинивать.

В итоге:

– самокат вообще не складывается;

– не удерживается в сложенном положении.

Стальные детали отремонтировать проще, можно усилить слабое место соединения накладкой или сваркой.


Для выправления нужно несколько ударов молотка, но нужно быть осторожным, так как пару изгибов в противоположные стороны могут отломить металлические элементы.


Светотехника и навесное

Фонари, сигналы, бортовые компьютеры часто бьются. Если нет гидроизоляции, то могут закоротить в дождь.

Неисправность: Возможная причина: Способ устранения:
1.Тусклый свет: Потускнела лампочка из-за долгой службы; Заменить лампу;
2.Мерцает свет на ходу: Плохой контакт; Проверить и почистить контакты.
MWM