Как устроен электросамокат

Несмотря на относительную новизну, электросамокаты содержат большую часть отработанных классических решений. Это касается механики, а так же ряда электронных компонентов, но модели могут сильно различаться конструктивно. Рассмотрим конструктивные особенности электрических средств передвижения.

Общие данные

Все устройства имеют следующие узлы:

– несущая рама. В основном это металлические конструкции, на которые навешивается остальное оборудование;

– дека, она же платформа, на которой стоит райдер;

– два колеса, одно из которых может представлять собой компоновку мотор-колесо со встроенным электроприводом. Мотор может быть вынесен за пределы колеса, тогда передача осуществляется цепью;

– рулевая колонка с ручками и органами управления, закрепленными на ней;

– амортизаторы, некоторые простые модели лишены их;

– тормоза. В основном устанавливаются дисковые, как наиболее эффективные;

– аккумулятор. Сердце самоката – батарея, от нее зависит пробег. Даже при модернизации эта деталь является наиболее дорогой;

– блок управления. Электронная схема, регулирующая работу электромотора и батареи. Данные для оценки ряда параметров выводятся на дисплей;

– световое оборудование. Это тормозные огни, габариты, подсветки, декоративные элементы, курсовые фонари;

– обтекатели. Декоративный обвес в виде кожухов и защитных корпусов, обычно пластмассовые, в этом же числе крылья.

Некоторые модели комплектуются сиденьем, которое повышает комфорт при путешествиях на большие дистанции.

Несущая рама

Каркас, который выдерживает всю нагрузку при катании, обычно сварной из металла. Можно встретить конструкции на основе изогнутых под нужным углом труб.

От запаса прочности зависит способность поднять и разогнать тяжелого райдера, но с ее ростом увеличивается вес.

От характеристик рамы зависит практически все:

– вес водителя и навески;

– габариты, вес, а значит емкость батареи;

– чем больше рама и вес, тем мощнее должны быть амортизаторы;

– чем тяжелее конструкция, тем эффективнее должны быть тормоза.

Если двигатель вынесен отдельно от колеса, на раме имеются кронштейны для его надежной фиксации.

Дека

Платформа для райдера фиксируется жестко к раме, обычно ее поверхность имеет текстуру, которая нужна для снижения скольжения подошв. С нижней стороны дека оснащается полостью, в которую устанавливаются батареи и часть управляющей электроники.

По используемому материалу можно выделить несколько групп:

– пластиковые;

– металлические.

Первые легче и доступнее по цене, металл дороже, но прочнее и легче ремонтируется.

Эта часть становится уязвимой перед грязью и влагой, которая может вывести из строя электронику. Для защиты проводят герметизацию швов, устанавливают прокладки.

Предлагаем полностью готовые к эксплуатации транспортные средства, прокат электросамокатов не дорого!

Колеса

Ведущее колесо самоката сзади, однако, есть любые варианты, вплоть до полного привода. Колеса могут быть спицованными или дисковыми.

Если двигатель вынесен отдельно, то передача вращения от мотора осуществляется посредством цепи. На колесе в этом случае устанавливается звездочка, вторая аналогичная находится на валу мотора. Цепь работает по аналогии с велосипедной, ее так же нужно обслуживать, периодически очищая и смазывая.


Мотор-колесо – это силовая установка в сборе, уже интегрированная в колесо самоката


Колеса могут быть двух основных типов:

– камерные;

– бескамерные.

Камерные нужно накачивать, камеру можно случайно проткнуть, но она легко ремонтируется. Комфорт с такими колесами выше, можно поменять покрышку под определенные нужды.

Бескамерные дешевле, не нуждаются в обслуживании. Однако, ресурс у них ниже, со временем начинают расслаиваться.

Диаметры колес различаются:

– 6, 8 и 8,5 дюймов;

– 10, 12.

Первая группа – это небольшие узкие колеса без агрессивного протектора, которые не подойдут для грунтовки, потому предназначены для городских условий.

Вторая – это внедорожные покрышки, которые обычно имеют выраженные грунтозацепы и большую ширину для устойчивости.

Накачиваемые колеса должны соответствовать рекомендованному давлению в шинах, в среднем это следующие значения:

Нагрузка, кг: Давление в переднем колесе, psi: Давление в заднем колесе, psi:
50-70; 35-40; 40-50;
70-90; 40-45; 45-55;
90-100; 45-50; 50-60;
Более 100; 50-55; 60-65.

Чем сильнее накачаны колеса, тем выше риск прокола, потому массивным райдерам нужно управлять аккуратно.

Руль

Рулевая колонка находится в кронштейне с подшипниками, который на шарнире прикреплен к раме или деке. Такая конструкция позволяет складывать самокат.

Вынос колонки регулируется, на руле обычно установлен бортовой компьютер. Так же на нем находятся тормозные рычаги, управление газом осуществляется путем выкручивания ручки.


Провода, гидравлические магистрали, проложены в защитных кожухах, более дорогие производители предпочитают скрытую прокладку в трубах конструкции


Здесь же устанавливается большинство навесного оборудования, как звуковые сигналы или дополнительные источники света.

Для плавного вращения колонка установлена в подшипниках в стакане рамы. Обычно обоймы закрыты и не подвержены износу, но, при первых признаках люфтов или скрипа рулевой колонки, проверки нужно начинать с подшипников.

Амортизаторы

Если оценивать амортизаторы, то есть несколько типов самокатов:

– без амортизации вообще;

– с пружинными амортизаторами;

– более дорогими вариантами компонентов, в том числе газонаполненными, которые предлагают топовые производители.

Первый класс – это чисто городская техника, комфорта минимум, но конструкция максимально легкая, компактная и дешевая.

Пружинные амортизаторы наиболее распространены, однако, они не имеют регулировки. Из-за этого при различной нагрузке будут вести себя по-разному.

Варианты с регулировкой преднатяга и прочими удобствами – это дорогие комплектующие, которые чаще всего предлагают известные компании.

Тормоза

Чаще всего на самокатах устанавливают следующие типы тормозов:

– дисковые;

– гидравлические;

– электрофрикционная система.

Последний вариант – это система, основанная на торможении за счет изменения направления вращения электромотора самоката. Такие узлы устанавливают в совокупности с любым другим типом тормозов, что дает максимальную эффективность замедления.


У дисковых тормозов нужно периодически следить за состоянием колодок, у гидравлических за уровнем жидкости в системе


Аккумулятор

В самокатах используется несколько вариантов батарей:

– литий-ионные;

– литий-полимерные;

– никель-кадмиевые;

– свинцовые;

– литий-железо-фосфорные;

– гелевые.

Последние чаще всего устанавливаются для обеспечения энергией мотор-колес.

У батареи есть два основных параметра:

– напряжение. Вольты;

– емкость. Ампер/час.

У каждого типа аккумуляторов свои особенности, например, у литий-иона относительно небольшой срок службы по количеству циклов заряд-разряд. Такие батареи боятся морозов, ног они самые компактные и легкие. Кстате мы, на нашем пункте аренды электросамокатов используем именно этот тип батарей, так он показал себя намного практичнее чем его собрат.

Никель-кадмиевые надежнее, но более громоздкие. По количеству циклов они живучие, но, чтобы не снижалась емкость, нужно учитывать “эффект памяти”. Подразумевается, что батарею нужно всегда полностью заряжать и полностью разряжать, иначе ее емкость начнет снижаться.

В основном батареи имеют следующие параметры емкости:

– 9 Ач;

– 12.

Найти на рынке можно и значительно большие емкости, но эти позволяют снизить вес конструкции. При модернизации можно установить любую батарею, которая уместится в корпус, но ее цена может даже превысить стоимость самого самоката.

Блок управления

Контроллер используется в мотор-колесах и регулирует подачу энергии от аккумулятора, за счет этого меняются режимы работы двигателя.

В совокупности блок управления выполняет сразу несколько задач:

– регулирование оборотов мотора;

– управление крутящим моментом;

– защита двигателя от нежелательных режимов работы.

Принцип работы системы следующий:

– выкручивается ручка акселератора, создается сигнал об ее активации на контроллер;

– за счет интенсивности сигнала регулируется число оборотов.

Продвинутые модели самокатов имеют реверс, который активируется за счет изменения полярности.

Современные контроллеры определяют уровень заряда батареи и при минимально допустимых значениях прекращают подачу питания на привод. В среднем минимум, до которого будет работать аккумулятор, это 87,5%.


Температурный датчик в контроллере позволяет оценить степень загрузки системы и отключить питание при превышении безопасных значений


У контроллеров основными считаются следующие характеристики:

– напряжение;

– максимальный рабочий ток.

В соответствии с ними подбирают параметры двигателя и батареи.

Световое оборудование

В этом виде нужно выделить несколько вариантов техники:

– обязательные огни, необходимые для безопасного перемещение в темное время суток;

– дополнительные световые приборы, которые устанавливаются самостоятельно;

– подсветки, выполняющую декоративную роль;

– подсвеченные наименования производителя и модели.


При установке дополнительных приборов нужно помнить, что запас аккумулятора не безграничен


Чем больше стоит навески, тем быстрее садится батарея.

Аналогичным образом к сети самоката можно подключить бортовой компьютер, звуковые сигналы, сигнализацию и противоугонные системы.

Обтекатели

Крылья и защитные кожухи – это основа дизайна, но страдают при падениях они первыми. Качественные кожухи защищают батарею и электронику от влаги и грязи. Для этого все открывающиеся полости и крышки должны быть загерметизированы.


На практике немногие компании качественно изолируют уязвимое оборудование, потому самокат может выйти из строя в первый проезд по луже


Крылья часто меньшего размера, что снижает эффективность. Решить проблему можно закупкой новых крыльев большего размера или навеска на штатные резиновых брызговиков.

Прочие детали

Входят в комплект или можно докупить следующие аксессуары:

– более мощные и дальнобойные самокаты часто оснащаются креплением под установку сиденья;

– тяжелые модели комплектуются подножкой;

– можно установить багажные корзинки для перевозки небольших грузов.

Основные направления модификации

Чаще всего устанавливаются более емкие аккумуляторы, но можно усовершенствовать практически все составляющие:

– установить более мощный двигатель;

– установить усиленные амортизаторы;

– улучшить тормоза.

Если приобретать китайский самокат за минимальную сумму, то придется его серьезно модернизировать. В большинстве случаев характеристики в документации завышены до двух раз, но есть множество проверенных качественных моделей.

MWM